Бржеский Владимир Всеволодович
Эксперт совета, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой офтальмологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, г. Санкт-Петербург
Выпускник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.
В профессиональной области темы детской и общей офтальмологии: диагностика и лечение синдрома «сухого глаза», травмы, ретинопатия недоношенных. Интенсивно развивает направление компьютерного плеоптоортоптического лечения детей с амблиопией и косоглазием, начато изучение возможностей прогнозирований течения миопии на основании генетических исследований.
На кафедре под его руководством продолжаются исследования, направленные на совершенствование интраокулярной коррекции афакии у детей, хирургическое лечение врожденной глаукомы, диагностики патологии зрительного анализатора, иридодиагностики внутренних заболеваний у детей.
1. Существуют ли различия в детской и взрослой офтальмологии?
Однозначно. Прежде всего — начиная от сложности осмотра ребенка. Далее — в обилии врожденных наследственных заболеваний и синдромов. Есть также и заболевания, актуальные для детей и малозначимые для взрослых (ретинопатия недоношенных и т.п.) и, наоборот, — возрастная макулодистрофия, старческая катаракта и т.п., незнакомые детским офтальмологам. В исходах хирургических вмешательств: высокий регенераторный потенциал ребенка служит причиной заращения риностомы, зоны фильтрации внутриглазной жидкости при глаукоме и т.п., что приводит к низкой эффективности этих и подобных операций у детей, в отличие от взрослых. В назначении медикаментозной терапии (возрастные ограничения).
2. Какие ранее неизлечимые, но распространенные заболевания глаз сейчас успешно поддаются лечению?
- У детей: Ретинопатия недоношенных, отчасти — врожденная глаукома и катаракта.
- У взрослых: витреоретинальная патология, отчасти — возрастная макулодистрофия.
3. Какие общие заболевания организма могут влиять на состояние глаз ребенка?
- Неврологическая патология (особенно детский церебральный паралич);
- Недоношенность;
- Дисплазия соединительной ткани;
- Многочисленные синдромы с вовлечением органа зрения.
4. Какие внешние факторы влияют на зрение детей (в том числе новые школьные гаджеты: электронные доски и электронные книги и др.)?
- Электронные книги, мобильные телефоны и планшеты: чем меньше площадь экрана, тем выраженнее негативное влияние;
- Плохая освещенность «рабочего места».
5. С какого возраста и как часто нужно проверять зрение ребенка, если он жалуется на проблемы со зрением?
- Сразу, как пожалуется. Периодичность зависит от выявленной патологии.
- Если у подростка прогрессирующая миопия — то каждые полгода.
6. Рекомендуете ли Вы детям носить линзы? С какого возраста это наиболее безопасно именно для детского зрения?
- При жесткой необходимости (односторонняя афакия, выраженная анизометропия или другая патология рефракции, угрожающая безусловной амблиопией) — с первых месяцев жизни. Опыт имеется.
- При прогрессирующей миопии средней степени и выше — при первой возможности ребенка самостоятельно обеспечить одевание/снятие МКЛ и уход за линзами. МКЛ — один из факторов стабилизации прогрессирующей миопии.
7. Какие первые симптомы должны насторожить родителей?
- У детей первого года жизни — косоглазие, «свечение» зрачка, отсутствие реакции на зрительные стимулы, безразличие к закрытию одного глаза при негативной реакции на закрытие другого глаза, а также симптомы «явной» глазной патологии: покраснение глаз, слезотечение и т.п.
- У детей раннего возраста — кроме перечисленных выше, прищуривание при разглядывании удаленных объектов, близкое поднесение объектов к лицу при их разглядывании.
- У детей более старшего возраста, кроме перечисленных выше, — жалобы на снижение зрения или другие субъективные симптомы «зрительного» или иного «глазного» характера.
8. Каждая мама, отправляя ребенка в школу, в первую очередь тревожится за его зрение. Какие советы вы бы дали родителям и ребенку?
- Соблюдать гигиену зрительного труда (дистанцию до объекта зрительной работы, осанку и т.п.);
- Исключить или сократить до минимума зрительную работу с гаджетами, мобильными телефонами и т.п.
- Решительно препятствовать внедрению электронных книг в учебный процесс в младших классах.