#

Ваш город:

Родителям

Восприятие детей с нарушенным зрением

Понятие «восприятие» имеет много определений. В них всех это слово трактуется как некий процесс. Он формирует образ предметов, отображает свойства явлений окружающего мира в сознание человека. Восприятие заключает в общую совокупность действия, суждения, ощущения, эмоции, память. Оно отображает в сознании человека характеристики предметов и явлений.

Часто восприятие интерпретируют не как процесс, а как результат, как сам образ предмета. Воспринимать – это значит анализировать и соединять опыт прошедших накопленных в памяти ощущений и отображать их в сознании.

У детей восприятие часто бывает нарушенным. Такие проблемы связаны с недостаточным количеством раздражителей и информационным голодом, что не позволяет ребенку нормально ориентироваться в окружающей среде.

Для распознавания предметов вокруг, человек основывается на том образе, который был получен ранее. Если этот опыт был недостаточным за счет имеющегося физического дефекта, то образ буде восприниматься не в соответствии с его действительными характеристиками.

Восприятие не представляет собой врожденную характеристику. Новорожденный младенец не может воспринимать мир вокруг как целостную картину. Такая способность у малыша появляется позже.

Первоначальное восприятие – разглядывание ребенком предметов. Признаки предметного восприятия заметны в 2-4 месяца. В 5-6 месяцев ребенок уже фиксирует взор на объекте. В дальнейшем восприятие продолжает развиваться – во время игр и конструктивной деятельности.

Специфика восприятия у детей с дефектами зрения

Детское зрениеЕсли человек обладает нормальным зрением, то образ имеет основу – его целостность, предметность, значимость, осмысленность. Целостным объект будет восприниматься только тогда, когда человек видит нюансы, которые помогают  складывать образ в единое целое.

Недостаточное восприятие, связанное с дефектами зрения, влияет на психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

Если зрение нарушено с малых лет, то мир и его предметы воспринимаются в неправильном виде.  Ребенок не ощущает расположение предмета в пространстве, не видит границы предмета, его цвет. В этом случае нарушается психика ребенка. У него возникают страхи, он «додумывает» вид объекта. Нарушается ориентация в окружающем мире.

Нарушение восприятия вследствие недостатков зрения вызывает развитие зрительной агнозии – нарушения распознавания зрительных образов. Такие дети не стремятся получить новые знания. Они часто психически недоразвиты. Иногда такие проявления влекут за собой возникновение психических заболеваний. Часто у таких детей наблюдается отставание в развитии речи и, даже, снижение слуха. Обучение таких детей затруднено. Они отстают в развитии от сверстников.

Такие понятия, как пространство и время, осмысливаются детьми с трудом. Дефекты зрения часто проявляются в том, что дети не всегда правильно определяют правую и левую стороны, не могут воспринимать время на часах, запомнить времена года.

Такие проявления являются результатом неправильного восприятия окружающего мира.

Еще одно негативное проявление – узкое восприятие всего, что окружает. Ребенок не замечает важных нюансов и подробностей.  Такие дети с трудом ориентируются на местности.

Естественно, что у детей с нарушением зрения, обычно успеваемость ниже средней. Ребенок плохо воспринимает предоставляемый материал, не может вычленить приоритеты и суть предметов. Поэтому проблемы начинаются с первых школьных дней.

Дети с дефектами зрения труднее учатся читать и писать, что влечет за собой нарушения психического характера.

Зрительное восприятие и внимание

Восприятие ребенком мира вокруг недостижимо без внимания, направленного вовне и внимания, направленного на имеющиеся в памяти образы. Если человек имеет нормальное зрение, то характеристики одного предмета зрительная система объединяет в единое целое, не путая их с характеристиками соседних предметов. Эта селективность гарантируется механизмом внимания, основываясь на пространственной близости.

Ребенку с дефектами зрения следует указывать не только на общий вид предмета, но и акцентировать внимание на отдельные составляющие.  Тогда у ребенка будет развиваться активная форма восприятия. Он сможет увидеть в окружающем мире значимые свойства.

Зрительное восприятие и память

Зрение ребенкаЗрительное восприятие основывается на механизмах памяти. Распознать какой-либо объект  ребенок может, опираясь на эталон в памяти.

Процесс опознавания объекта связан с кратковременной и долговременной памятью. Поступающая информация на уровне кратковременной памяти сравнивается с эталоном, расположенным в долговременной памяти. При сильных дефектах зрения распознавание зависит от того, насколько точен и устойчив эталон, как хорошо он может быть извлечен из долговременной памяти. Это зависит от многих факторов – интеллектуальных, личностных, эмоциональных и др.

Зрительное восприятие и речь

Речь у ребенка с дефектами зрения развивается, как правило, так же, как и у ребенка нормально видящего. Но динамика её развития, смысловая наполненность и чувственность происходит медленнее и сложнее. Причины следующие. Во-первых, вследствие меньшего взаимодействия ребенка с другими детьми. Во-вторых, за счет недостаточного предметно-практического опыта ребенка.

Дети с нарушением зрения некоторые слова употребляют формально, узко, не всегда до конца понимая их смысл. Иногда слово связано у ребенка только с одним предметом или, напротив, употребляется обобщенно, отвлеченно от конкретных характеристик предмета.

Зрительное восприятие и ориентация в пространстве

Пространственное представление ребенка с дефектами зрения имеет особенности.  У нормально видящего ребенка пространственные представления формируются на практическом опыте. Нарушение зрения влияет на возможности определять свойства предметов – их размеры, объем, расстояния между ними. Дети, страдающие косоглазием и амблиопией, не имеют стереоскопического зрения.

Пространственное представление и ориентация у детей младшего возраста входит в их деятельность – игры, различные занятия, труд, быт. Неполнота созданных образов и восприятия сказывается на скорости, точности, координации движений, на ориентацию в пространстве, функции равновесия.

Нарушение восприятия у детей с дефектами зрения должно стать повышенной заботой взрослых. Без помощи родителей, воспитателей и учителей ребенку будет трудно адаптироваться в окружающем мире.

Оставьте комментарий:


ВАША ОЦЕНКА:


This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

Зрение. Устройство глаза
www.eye-focus.ru

#

Орган зрения
www.organum-visus.com